Информация: определение, свойства, формы представления; информационные процессы.

Информация: определение, свойства, формы представления; информационные процессы.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
рассмотреть с учащимися два подхода к определению и измерению информации, виды носителей информации, виды информации, свойства информации, информационные процессы.
Задачи урока:
- обучающая: рассмотреть два подхода к определению и измерению информации;
- воспитательная: воспитывать положительное отношение к предмету;
- развивающая: развитие познавательного интереса.
Ход урока:
1)    Организационный момент (отметить отсутствующих, назначить дежурных).
2)    Изучение нового материала
Термин «информация» происходит от латинского слова information, что означает сведения, разъяснение, изложение, ознакомление.
Понятие «информация» является базовым (основным).
Определения информации:
в быту: информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
в технике: информация – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
в науке рассматривают два подхода к определению информации:
1) информация – отражённое разнообразие;
2) информация – снятая неопределённость (Клод Шеннон).
Содержательный подход: (Клод Шеннон) информация – это снятая неопределённость.
Алфавитный подход: (Колмогоров) информация – это некоторая последовательность символических обозначений.
Носители информации:
1) Любые материальные предметы (бумага, камень, дерево, стол, классная доска, ..);
2) Волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение) и т.п.;
3) состояния вещества;
4) машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски, ..
Сигналспособ передачи информации, может быть непрерывным (аналоговым) или дискретным.
Аналоговый сигналсигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и времени.
Дискретный сигналсигнал, принимающий конечное число значений в конечном числе моментов времени.
Виды информации
По способу восприятия: визуальная, аудильная, тактильная, обонятельная, вкусовая.
По форме представления: текстовая, числовая, графическая (рисунки, чертежи, фотографии), музыкальная, комбинированная.
По общественному значению: массовая (общественно – политическая, эстетическая, обыденная), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), личная (знания, умения, интуиция).
Свойства информации:
Объективность
Достоверность (правдивость)
Полнота (инф-ия достаточна для принятия решения)
Актуальность (своевременность)
Полезность (ценность) (практическая ценность)
Понятность (ясность) (известные термины, язык изложения)
Точность ()определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, явления, процесса).
Информационные процессы
Поиск, хранение, передача, защита, обработка, использование
Обработка информации:
Входная информация    ОБРАБОТЧИК     выходная информация
Передача информации:
Источник        КУ   канал связи   ДКУ получатель
                                (помехи, шум)
Информационные ресурсыэто идеи человечества и указания по реализации этих идей, накопленные в форме, позволяющей их воспроизвести.
Информационные технологииэто совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

3)    Подведение итогов урока.
4)    Задание работы на дом: из слова КИЛОБАЙТ составить как можно больше слов.

Категория: