План урока для 7 класса "Оператор ввода"

Учитель Махаева Е.Ж. Республика Казахстан ,город Караганда, школа-лицей № 101
Тема урока: Оператор ввода.
Цель: познакомить учащихся с оператором ввода языка программирования Паскаль.
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания структуры языка Паскаль.
Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность при работе с компьютером.
Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу.
Оборудование:
ПК, презентация, электронный учебник.
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Новая тема.
4. Закрепление нового материала.
5. Подведение итогов.

Проверка домашнего задания:
Ответьте на вопросы
Кто автор программы Паскаль?
В честь кого названа программа7
Расскажите структуру программы Паскаль?
Изложение нового материала.
Повторим пройденное подробнее о каждом из разделов структуры программы:
1. Program Имя программы;
В имени программы не должно быть пробелов. Имя должно начинаться с буквы и состоять только из латинских букв, цифр, знака подчеркивания _ .
После имени программы должно стоять ; .
Пример: program qq;
После заголовка с именем программы можно перечислять подключаемые модули для это пишеться Uses имя модуля; (например Crt; подключение отдельного окна для выполняемой программы).

2. Раздел описания начинается со служебного слова Var, после чего перечисляются все переменные (через ,), которые будут использоваться в программе, затем ставиться : и указывается тип переменных ;.
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.
Типы переменных:

Real; переменная вещественного типа
Integer; переменная целого типа ( диапазон -32768..32767 )
Char; переменная-символ
Boolean; логическая переменная
String; переменная строки
Longint; переменная целого типа ( диапазон −2147483648..2147483647 )

Пример: var a:integer;
3. Раздел операторов начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End.(обязательно с .). В этом разделе задаются действия(указываются операторы). Операторы в разделе отделяются ; . Оператор – это команда языка программирования.
Рассмотри некоторые из операторов:
Write(ln) - оператор вывода (ln - означает переход на новую строку). После write(ln) ставятся (" текст ");. Текст который будет между апострофов (" ")выводится на экран таким каким он набран. Что бы вывести на экран значение переменной из программы надо write(ln) ("текст",и тут указывается имя переменной);
Read(ln) - оператор ввода (пользователь вводит значение переменной, которое затем может использоваться в программе). Для ввода нескольких переменных нужно в операторе Read(ln) (имя переменной,имя переменной,имя переменной,....); а на экране ввода вводить значение переменных черезпробел или после ввода значения одной переменной нажимать Enter. Затем когда все значения введены надо нажать Enter и пойдет выполнение операторов.
!: если просто поставить Read(ln); компьютер будет ждать нажатия клавиши Enter.
:= - оператор присваивания. к примеру a:=5, значит что переменной a присвоиться значение 5.
!: при записи нового значения, старое стирается.
В программе используются арифметические операции:
+ сложение
- вычитание
* умножение
/ деление
mod деление с отбрасыванием целой части
div деление с отбрасыванием дробной части
sqr возведение числа в квадрат
sqrt вычисление квадратного корня
и т.д.
Для вывода вещественных чисел (123.2132313123....) в 'обрезанном' виде (к примеру 123.2132 или 123.21), в операторе Write(ln) ("текст",имя переменной:5:2) после первого : указывается сколько всего будет символов, а после второго : указывается количество знаков в дробной части.
Задача: ввести три переменных(a,b,c) с клавиатуры, присвоить переменной d:=a*b+c. Вывести получившийся результат на экран в ввиде 'Ответ:...'.
Для простоты решения задач можно(нужно) использовать блок схемы. А для того что бы понять что делает компьютер можно в ручную прокручивать программу( самому по порядку выполнить программу на листочке и посмотреть значение перменных).
Блок схема для нашей задачи будет выглядеть таким образом:

Код самой программы:

Program First;
Uses Crt;
Var a,b,c,d:longint;
Begin
Writeln ('Введите значение трех переменных через пробел');
Readln (a,b,c);
d:=a*b+c;
Writeln ('Ответ: ',d);
End.

После выполнения всей программы в конце вы должны увидеть вот это:

На данном примере мы рассмотрели основные понятия из части введения.
У кого есть вопросы?
Подведение итогов урока.

Категория: